Художник-декоратор

Архитектурная студия «AGIS-Project» – это союз людей творческих, а творчество, как вы понимаете, не имеет границ, оно может принимать самые разные облики, в самых разных профессиях. Как я уже говорила в статье «Интервью с руководителем» архитекторы, дизайнеры и художники вызывают у меня большой интерес и мне хочется о них рассказывать. На днях я побывала в гостях у одного очень талантливого художника - Екатерины Ватутиной. 

 Екатерина ВатутинаК Екатерине в полной мере применима фраза: "талантливый человек, талантлив во всем". Она с детства рисует, в 18 лет у нее уже была персональная выставка. Работала художником-декоратором, дизайнером-декоратором, художником-аниматором, дизайнером интерьеров, занималась face-artbody-art. На сегодняшний день Екатерина студентка СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, это не первое ее образование (первое педагогическое) Она задумывается о педагогической деятельности, т.к. ей нравится работать с детьми, думает о том, чем бы она действительно хотела заниматься, при этом участвует в самых различных  проектах и пробует себя в новых областях.

Мы договорились встретиться с Катей у нее дома. Первое, что бросилось в глаза, когда я вошла в комнату – это были картины и макеты. Они были повсюду: на стенах, на полу, на полках.

ЖивописьКартинаМакет

-Это мои любимые. Я рисовала их еще на подкурсах. Тогда я горела этим, - сказала она. - Я поступала в МУХУ уже будучи взрослым человеком и осознанно занималась живописью с преподавателем. Курсы мне много дали.

- Сейчас ты разве не рисуешь? 

- Не так как раньше. Я рисую лет с трех, помню: в детстве мы с лучшей подругой постоянно чего-то придумывали, она была писателем, а я художником. Она писала книги, а я их иллюстрировала. Я иллюстрировала все сказки, которые мне читали. Да (задумалась она и, улыбаясь, продолжила) хорошая была производительность, не то, что сейчас. 

- Это ведь не первое твое образование? Почему ты решила поступать в МУХУ?

- Ой, я вообще хотела поступать в Академию Художеств на живопись, но как-то не сложилось и не жалею об этом. Ну кто сейчас работает художниками? Все, кто заканчивают художественное учебное заведение занимаются дизайном. (пауза) В общем, был выбран более практичный вариант - кафедра интерьеров. А живопись ведь никуда же не денется, ей всегда можно заниматься. 

- Но ты говорила, что не можешь делать рутинную работу, а интерьеры, оборудование, тем более проектирование - это же все-таки работа с расчетами?  

-В живописи ты не знаешь результат, ты творишь и не можешь предугадать, что получится в конце этого процесса, а в интерьерах постоянная работа с цифрами, что ж делать.  Но мне всегда интересен процесс и важен результат, кстати, моим самым первым заказом был дизайн интерьера, так что, наверное, все не случайно.

- Как вообще проходит работа над заказом?

- Вообще очень многое в этой работе зависит от заказчика, личностный фактор. Если заказчик адекватный, то работать приятно, и результат, как правило, положительный.

- Все же люди разные? Невозможно работать только с теми, кого ты считаешь адекватным?

- Если не идет, всегда лучше отказаться. У меня нет погони за деньгами, я, наверное, пока еще не испорчена в этом плане. Видимо есть четкое понимание того, что всех денег не заработать.  Всегда думаешь о результате, делать плохую работу ну совсем не хочется, а делать творческую работу плохо – это просто ужасно. Тем более, что ты приходишь в семью, ты становишься практически членом семьи, тебе доверяют такие моменты...(  после непродолжительной паузы продолжила)  это нужно быть тонким психологом. Ты разговариваешь, выслушиваешь все пожелания, как они все это видят, все подробно записываешь, а потом обдумываешь и приносишь первые наброски. Они, как правило, ждут и с трепетом относятся.. Они очень хотят доверять и ждут человека, который помог бы им реализовать красиво и грамотно их идеи. По большому счету, я сопутствующее лицо для реализации каких-то идей. 

- А вот мне всегда было интересно:  как вам приходит вдохновение, как вы это все придумываете?

- Люди вдохновляют очень сильно. Когда видишь: как им этого хотелось, они прям горели, мечтали, это очень вдохновляет.

Мы сели за стол к компьютеру, потому что я попросила показать мне примеры своих реализованных проектов.

-Я даже не знаю, что показать, тут даже показывать нечего, ну вот роспись банкетного зала. 

Я смотрю и удивляюсь скромности этого человека. Банкетный зал, роспись которого заняла немалое количество времени и сил, действительно большая и сложная работа, а она так просто о ней говорит.

Роспись банкетного залаРоспись банкетного залаРоспись банкетного залаРоспись банкетного залаРоспись банкетного залаРоспись банкетного зала

-А ты сама все это рисовала, или вас там группа художников работала? 

-Ну да сама, сначала проводится большая эскизная работа, потом это все наносится на стены. Что-то помогал делать папа. Ну вот это я работала дизайнером-декоратором в магазине "Красный куб". На Литейном был мой любимый магазин.

 Декорирование витрины

-А что входило в ваши обязанности?

- Ну как: витрина, стеллажи, полностью оформление зала. Придумываешь сюжет, отыскиваешь реквизиты. Вот этот чемодан сама красила. (фото с чемоданом) Задача была красиво все расставить, чтобы была цельная композиция. Иногда так удачно все выставишь, что покупатели забирали весь набор, со всем, что было на полке приходили на кассу, потому что брали одну вещь из набора и понимали, что не смотрится.

Оформление магазинаОформление магазинаОформление магазина

Я рассматривала дизайн магазина и вспоминала, как сама прохаживаясь по Красному кубу удивлялась насколько все необычно и гармонично расставлено.

оформление магазинаОформление магазинаОформление магазина

-А как ты считаешь,  украшать витрины необходимо? В «Красный куб» продолжают ходить люди, он же не закрылся. По-моему не так много магазинов этим занимаются. Я знаю только несколько, например Intimissimi и Сalzedonia, постоянно прохожу мимо и постоянно у них что-то новенькое, то нотные листы и скрипки в витрине, то тортики и сладости, последний раз прям не удержалась и зашла – очень удачная ассоциация получилась.

-Ну я вообще всегда смотрю на витрину: как она оформлена. На первом курсе было задание разработать витрины для «Гостиного двора», я выбрала цветочный магазин.

Макет витриныМакет витрины магазинаМакет витрины магазина

Приходили люди из «Гостинки», ставили перед нами задачу, мы потом делали кучу чертежей, проводили подготовительную работу, потому макет витрины делала сначала  на прозрачной кальке, потом цветной. Вообще, в академии много всего задают, над нами так издеваются, столько заставляют делать. Любят устраивать клаузуры, некий мозговой штурм,  когда запирают нас в аудитории, дают задание, и ты должен выдать результат. Иногда выдаешь такой результат, который сам от себя не ожидаешь. Мне очень тяжело дается вот такое количество работ, потому что я  долго вынашиваю идею,  прям процесс рождения, а реализация  займет потом часа два. Но сам процесс появления идеи мучителен. Поэтому мне приходится иногда отказываться от проектов, если я чувствую, что я не успеваю или не хватает сил. Одно дело, когда это проекты в университете, но когда тебя приглашают делать дизайн клуба, и ты понимаешь, что ты не успеваешь и эта работа будет простаивать, а в это время будут ходить люди и смотреть на эти недоделки, это не правильно, лучше отказаться. Да и еще я работала художником-аниматором на киностудии «Мельница»

-А как тебя туда занесло?

- Искала работу художником. Очень понравилась идея поработать в мультипликации. Были варианты: работать художником-прорисовщиком, либо художником-аниматором. Почему-то я всегда выбираю что-то, что будет сложнее. 

-А что делают художники-аниматоры?

-Они оживляют персонаж. Тебе дают фразу, ты представляешь как бы выглядели эти эмоции. На себя смотришь, в зеркале строишь рожицы, просишь других показать, потом рисуешь. Есть специальный стол, бумага. Я даже могу показать.

Она достала коробку и начала показывать рисунки. Я сразу же заметила знакомый образ героя мультфильма "Алеша Попович" и начала расспрашивать ее, что это за работы. Оказалось, что Катя училась на этом мультфильме, работая с Константином Бронзитом и Ильей Максимовым, но потом ушла в компьютерную мультипликацию и принимала участие в проекте известного детского мультфильма "Лунтик". Я рассматривала рисунки и даже не скрывала своего восхищения. Это же мультики! Кто-то через много лет будет вспоминать: что когда он был маленьким, смотрел "Лунтика", и это будут его самыми теплыми воспоминаниями. Катя показывала раскадровку, как один замах или один шаг персонажа прорисовывает на 22 листах, это всего лишь секунды, а человек над этим трудился очень и очень долго. Действительно не легкая работа, но для нее это был невероятно полезный опыт, особенно в плане общения с интересными людьми. Она рассказывала, что ее больше всего удивляло то, как называли художников, которые работают  уже очень давно, чуть ли не с основания киностудии, их называли "наши ангелы", заметьте не старожилы, а ангелы!

Она рассказывала, а у меня были ощущения, что как будто заглянула за кулисы и увидела, как готовятся актеры к выступлению. Увидела что-то, что никто из зрителей не видит.

-Почему ты ушла?

- Это конечно адская работа. Молодого художника берут делать черновую работу и если ты фанат мультипликации,то тогда нужно этим заниматься, а так, она тебя просто выжимает. Это приобретение новых навыков и знаний, надеюсь, что они во что-нибудь выльются.

-А что скажешь про мультик "Маша и медведь"?

- Не знаю. (смеется) Я вообще не смотрю мультики. Я так далека от этого. На "Добрыня Никитич и змей горыныч" мы ходили всей студией в кинотеатр на премьеру, но мы смотрели не как зрители, мы вспоминали какие-то смешные истории, казусы, возникавшие во время работы, обсуждали что получилось или не получилось. Когда ты понимаешь, как это делается, оцениваешь работу художника, а не сюжет.  Хотя "Лунтик" мне нравится, в нем нет агрессии, там дружелюбные темы, своим бы детям я стала его показывать, он намного умнее и качественнее сделан, нежели более известный проект "Смешарики". Вот это чисто коммерческий, но который хорошо раскручен. И вообще, конечно же, все гонятся за прибылью и все централизованно сверху решается, каждый шаг согласовывается. Иногда смотришь и думает: "А это вообще моя работа?"

-Какая мультипликация тебе больше нравится: традиционная или компьютерная?

-Я ненавижу компьютеры, нет правда, я думала, что полюблю работать на компьютере, но нет. Компьютерная графика намного грубее, и, конечно же, мультфильмы получаются не живые, в них нет тепла. 

-Ты работала летом в Сочи, что ты там делала?

- Face-art. Я разрисовывала детские лица, дарила детям радость. Было здорово. Вот сегодня тоже позвали работать в клуб, буду лица разрисовывать, уже кое-какие наброски сделала. 

Мы стали разглядывать возможные варианты масок для Хеллоуина. Заодно посмотрели и фотографии детских разрисованных и осчастливленных лиц. Вечером ей нужно было идти на работу, и мы решили закруглиться. Я пожелала ей творческих успехов, и мы попрощались.

Магазин Красный куб

Была в гостях менеджер проекта Эльмира Мендиярова