Дизайнер интерьеров

Как найти хорошего дизайнера? Как сделать красивый и профессиональный ремонт своего дома или квартиры? Что отличает дизайнера профессионала от дилетанта? Ответы на эти актуальные вопросы я попыталась выяснить в нашей беседе с дизайнером Сергеем Лайковым.

Сергей Лайков закончил факультет Архитектурного дизайна в «Raakendus Kunsti    Erakool» (Частная Школа Прикладного Искусства) в Таллинне в 2006 году.
В данный момент получает второе техническое образование в Санкт-Петербурге.
Прикладным дизайном и архитектурой занимается с 2006 года. В Эстонии работал в фирмах «Mansarv» «Kasko Arendus», профилирующихся на дизайне среды, проектировании и строительстве зданий и сооружений.
 В Санкт-Петербурге Сергей совмещает частную практику с работой в проектной организации.
 Сфера деятельности в AGIS-project – эскизирование, дизайн среды, визуализация.

- Профессия дизайнер стала очень модной, каждый кто хоть как-то приближен к этой сфере норовит назвать себя дизайнером, вот с чем это связано?

- Я бы сказал по-другому: есть люди, которые норовят назвать себя дизайнерами, и есть дизайнеры, которые пытаются называть это как-нибудь по-другому. Слово дизайнер стало каким-то ругательным что ли. Дело в том, что не всегда понятно чем дизайнер занимается. Сейчас столько видов различного дизайна в разных областях: и в строительстве, и в рекламе. Так много специализаций, названных одним словом. Так что мне кажется, что многие настоящие специалисты в этой области стараются это слово как можно реже употреблять.

- Как тогда нужно этих специалистов называть?

- А вот каких? О чем ты говоришь: дизайнер интерьера, дизайнер декоратор, ландшафтный дизайнер? Ведь это все разные люди.

- Применительно к строительству и ремонту, получается, к дизайну интерьеров?

-Есть дизайнеры интерьеров, а есть дизайнеры архитектурной среды, это не одно и то же. "Интерьерщик" может выполнить только интерьер, архитектор же помимо интерьера может сделать и ландшафтный дизайн. Если разбираться, то начинать нужно с самого главного в интерьерах - с пространства. Можно выделить два подхода к освоению этого пространства, т.е. к дизайну интерьеров: декораторский и архитектурный. Подход декораторский заключается  в том, что дизайнеры декораторы обращают внимание на оформление: там красиво тряпочки повесят, подберут правильно текстуру, где надо поставят цветочек. Архитектурный же подход другой, он более прагматичный, архитектор просчитывает, выбирает пути, как человек ходит, как он живет, влияние цвета на человека,функциональные зоны, где и как нужно осветить, и конечно же архитектор более тонко работает. Проблема в том, что работа декоратора видна сразу, она бросается в глаза, а архитектора нет. Поэтому многие ведутся на внешнюю привлекательность, а потом понимают, что жить в полученном пространстве не совсем комфортно и обвиняют в этом всех дизайнеров, даже не разобравшись почему так получилось. Мне конечно же ближе архитектурный подход, но они все имеют место быть. Соответственно профессионализм специалиста будет заключаться в его умении работать с этим пространством и тем, как хорошо он справился с главной задачей - освещением. Грамотное освещение - это самое важное в интерьерах. 

- Каким образованием и какими навыками должен обладать этот специалист, будем называет его все-таки дизайнером интерьеров?

- Мне кажется, что прежде всего дизайнер интерьеров должен иметь чувство стиля, он должен иметь художественное образование. Но не в плане того, что он должен быть живописцем, есть дизайнеры, которые очень плохо рисуют, но это никак не мешает им быть хорошими специалистами. Я лишь хочу сказать, что свою мысль дизайнер должен уметь выразить понятными для него средствами: рисунком, чертежом, или как-то по-другому, и если при этом  его поймут окружающие, то это очень хороший показатель профессионализма. Есть такие дизайнеры,  которые могут прийти и сказать: "Вот тут повесить картину, а тут задрапировать" и вроде как получается неплохо, но мне сложно понять такой подход к работе. Опять же главное же результат.

- А как оценить результат работы дизайнера? Мы говорим о вещах, основанных на вкусе, и у заказчика может быть один вкус, а у дизайнера другой, есть какие-то общие показатели, опираясь на которые мы можем говорить: "вот эта хорошая работа, а вот это плохая"?

- Исключительно субъективно можно сказать хорошая или плохая работа, но однозначно работа выполнена хорошо, если заказчик доволен. Правда, это не всегда хорошие интерьеры, но если заказчик доволен - значит работа выполнена хорошо.

- Если у заказчика совершенно нет вкуса, а мы говорим о том, что хороший дизайнер, это тот у которого все хорошо со вкусом,  как тут быть?

- Рано или поздно любой дизайнер внутренне приходит к следующим выводам: либо от работы отказаться, если она ничего хорошего не обещает, либо пытаться образовывать своего заказчика, т.е. объяснять ему как нужно сделать, скажем так, прививать вкус,  либо требовать полного доверия, мол вы мне доверяете и я сам принимаю все решения и тогда все будет хорошо.

-А как же компромисс?

-Компромиссы они всегда были, есть и будут, должны быть, наверное. Но есть компромиссы, которое не сказываются на качестве, есть которые, к сожалению, сказываются. Наверное, не очень хорошая черта дизайнера идти на уступки. Понимаешь, часть знаний дизайнера, связанную с философией, материалом, проектированием можно выразить словами, а другую часть, которая находится в области чувств как объяснишь? Сложно разъяснить человеку что такое красиво, если он этого не видит, и главное это не его вина, просто значит, что в этом вопросе нужно учиться полностью доверять другому человеку, который в этом разбирается и самое главное несет ответственность. 

- Т.е. совет такой, доверяйте дизайнеру, которого вы нанимаете на работу? 

- Да. Потому что от этого зависит результат работы. Дизайнер должен быть в себе уверен. Когда есть уверенность в том, что ты делаешь все правильно, заказчик остается довольным работой, даже не смотря на то, что во время процесса у вас с ним были разногласия. А когда дизайнер начинает сомневаться в каждом своем шаге и думать, а как им (заказчикам) должно понравиться, может вот так или вот так, начинает подстраиваться и терять свою мысль, интерьер получается нескладным. Поэтому доверие со стороны заказчиков встречается редко, почему-то нашим клиентом хочется все контролировать, им кажется, что от этого результат будет лучше, но если появляются такие заказчики это очень радует.  

- Хорошо, тогда как человек, который  решил сделать ремонт должен подходить к выбору специалиста, где он его должен искать и чем руководствоваться при выборе?

- Пока не отношусь к тем людям, которые заказывают интерьеры, поэтому мне сложно сказать как это делается правильно, но мне кажется, что у каждого человека, который способен заплатить за  дизайн интерьера, есть друзья и знакомые, которые тоже способны  заплатить за дизайн и следовательно можно походить по гостям и посмотреть. Так тебе хоть будет понятен результат. 

- Предположим, что нет таких знакомых, но есть желание, а главное понимание  необходимости проекта. И вот ты начинаешь искать на разных сайтах, просматривать каталоги, что должно тебя привлекать, на что ты должен смотреть: свет, как расставлены предметы, шторы?

- Прежде всего изображение должно вызывать резонанс с вашим внутренним миром. Вот я лично когда сам пролистываю работы ловлю себя на мысли, что это хорошая архитектура или хороший интерьер, но меня он не цепляет, он может и правильный, и грамотный,  но не цепляет. А иногда домик  или интерьерчик абсолютно простенький, даже кажется спорным, но он вызывает что-то внутри и возникает мысль о том, что в нем я бы жил, так бы я хотел. Мне кажется, что человеку примерно так и надо, чтобы он пролистывал и думал, что так бы я жил.

- А вот смотри, в последнее время наблюдается тенденция не просто быть дизайнером, или заказывать дизайн, а еще и делать все самостотятельно. Насколько вот такой подход правильный и имет ли он место быть?

- Ну я считаю, что опят же можно судить только по результату, понимаешь, во мне сейчас борется человек и профессионал, как профессионал я скажу, что не надо заниматься самодеятельностью, мы сами не стрижем себе волосы, не шьем для себя одежду, если не умеем этого делать профессионально и если мы не умеем водить машину, то не садимся за руль. Так же и с интерьерами. Недавно слышал, как одна женщина сказала, что строить дом дорого, и на вопрос что дорого, она сказала дорого - это когда построили, а потом смотришь, что не то и надо сносить и строить заново. У меня, как у человека, занимающегося проектированием, возникло продложение - сделайте проект в конце-концев, потому что если вы сделаете проект в 3d, у вас потом не возникнет чувства что что-то не то. Тоже самое с интерерами, сделайте нормальный проект, посмотрте как он будет выглядеть, попросите дизайнеров визуализацию, может там какие-то разрезы посмотреть, тогда все будут довольны.

- Все веяние моды,  в советское время интерьерами  не занимались, может со временем разовьется вкус, со временем возникнет привычка доверят дизайренерам, смотреть проект?

-Поколения пройдут, тогда да, наверное. Я думаю, что современное поколение оно становится немножко ближе к этому, поколения которые глядут они будут еще ближе, потому что западное общество примерно так и работает, европа кстати не делеко ушла, США ушли гораздо дальше, заказывая ремонт, они не вмешиваются вообще. Отличие русского и американского заказчика в том, что русский заказчик хочет проконтролировать все. Он думает, что должен принимать такое активное участие, на которое он только способен. Знаю случаи, когда интерьерщик рисует,   работает, старается, тут  звонит заказчик и говорит, что он купил камин. Ну купил, ну что теперь, ну конечно он будет стоять. А вот как он будет теперь вписываться в интерьер не понятно, теперь дизайнеру придется ломать свою концепцию или перерабатывать интерьер, чтобы он хоть как-то себя оправдывал, а это уже работа от обратного, то есть ты идешь не от идеи, а от камина.

- Но идея же должна возникать на основе желаний человека конкретного, которой к тебе пришел с заказом, а если у него появилась такая потребность, как камин?

- Понимаешь, желание заказчика никто не отменял, но когда человеку не столь принципиально какой камин будет стоять,а он взял и купил вот это обидно. Потому что можно было сказать: хочу камин, а дизайнер бы сказал а давай вот этот, а он бы сказал, а давай. А он купил и не посоветовался. Посмею сказать от лица всех дизайнеров - это обидно.

- Какая работа, выложенная на сайт твоя самая любимая, чем можешь похвастаться?

- Есть работа, но она не выложен на сайте, потому что там выкладывать нечего было, но приятно было работать, потому что заказчик был приятный, короче я раскладывал плитку. Меня понимали и я понимал, что от меня хотели. Мы вместе с заказчиком фантазировали, креативили, ходили по магазинам, обменивались мыслями, даже зашли однажды в книжный магазин, чтобы он мне показал, что ему понравилось. Еще был неплохой вариант, боулин, он есть на сайте. Я не знаю, чем он мне нравится, я когда зашел в него что-то там у меня зашевелилось, понял что это моя энергетика. Хорошо, когда чувствуешь что это твое.

 

Беседовала менеджер проекта: Мендиярова Эльмира