Интервью с руководителем

В архитектурной студии "AGIS-Project" я - новичок. До этого работала в областях далеких от архитектурного проектирования, да и от строительства тоже. Поэтому как у всех, кто начинает осваивать новую сферу деятельности, у меня поначалу была жуткая нехватка знаний, которую нужно было быстро ликвидировать. И я, как маленький ребенок, приставала ко всем с вопросами. Мне объясняли в чем разница между архитектором и проектировщиком, как отличить хороший проект от плохого, с чего нужно начинать строительство и т.д. Мир архитектуры приоткрыл свою дверь,не скрою - показался мне очень привлекательным. Особенный интерес вызывали люди, которые его создают: архитекторы, конструкторы, дизайнеры - одним словом, творцы. На мой взгляд, все они обладают уникальными знаниями и умениями, чувством стиля и красоты.

Мне бы очень хотелось рассказать о персонажах нашей студии, начну с ее руководителя - Николая Витальевича Зыкова.

Руководитель студии AGIS-ProjectСправка: Николай Зыков родился в Свердловске (Екатеринбурге) в 1980 году. Закончил с отличием Кафедру Теории Архитектуры и Искусств Уральской Государственной Архитектурно-Художественной Академии в 2004 году. Неоднократный лауреат региональных и международных архитектурных конкурсов. Имеет опыт педагогической и научной деятельности. Стаж творческого и технического проектирования более 10 лет. Стаж работы Главным Архитектором Проектов более 5 лет. Живет и работает в Санкт-Петербурге с 2005 года. Частной практикой занимается с 2006 года. В своем портфолио имеет более 70 разноплановых проектов, более трети из которых построены или находятся в стадии реализации. Сфера деятельности в AGIS – руководство проектными процессами, работа с заказчиками, рабочее проектирование, работа со смежниками, авторский надзор.

-Николай, расскажите почему вы решили стать архитектором?

-В одиннадцатом классе начал задумываться об институте, ходил по ВУЗам города. Как-то проходил мимо приемной комиссии Арха (Уральская Государственная Художественная Академия). Там висело объявление, мол "принимаются абитуриенты в школу юного архитектора". Еще было написано, что обучение бесплатное. Тогда и возникла мысль пойти учиться. Слишком заманчивым мне показалось это предложение.

-То есть все получись случайно?

-Ну случайностей в жизни не бывает. Но можно и так сказать. По крайней мере в детстве таких мечт не наблюдалось.

-А о чем тогда мечталось в детстве?

-О музыке, правда тогда не хватило терпения ей заниматься. Отучился два класса по гитаре в двух музыкальных школах, и бросил.

-А вот интересно: все проходят этап разочарования в профессии. Был ли он у вас?

-Давайте перефразируем это по-другому: этап очарования профессией еще не наступал.

-Что вы имеете в виду?

-То, что будни зодчих, тем более проектировщиков, сильно отличаются от того образа, который почему-то сформировался в обществе. Все процессы в нашей работе протекают медленно, приходится выполнять большое количество однообразных действий, в которых нет ничего романтичного. Так что очарование еще не наступало, и значит разочаровываться пока не в чем. Мои же отношения с профессией следующие: считаю ее полезной и основательной, знания, которые она дает - фундаментальными, и даже после 30-ти возлагаю на эту деятельность пусть и самые небольшие, но надежды. К тому же я никогда не считал себя гениальным архитектором, и уж тем более не наблюдал почитания со стороны окружающих. Как правило, гении от архитектуры имеют очень быстрый старт, а вот финиш у них может быть самый разный, поскольку в середине дистанции они могут фигурально выражаясь "на что-нибудь налететь", или сердечно не выдержит. К вопросу о разочаровании - это скорее к ним. И вообще, есть изречение, что архитектура - это профессия стариков. Так что мне рано подводить итоги.

-А вот вы говорите про гениальных архитекторов, это про отечественных или западных?

-Про любых. Успех - это 1% гениальности и 99% работы. Вокруг нас находится огромное количество талантливых людей, больше того: утверждаю, что неталантливых людей нет - есть просто люди с нераскрытым потенциалом.

-Так что получается, по вашей логике каждый может взять в руки карандаш и начертить дом?

-Ну если действовать согласно формуле 99/1, то каждый, имеющий предрасположенность и желание, рано или поздно да.

-Просто удивительно, то, что вы рассказываете. В моем представлении профессия "архитектор" была всегда настолько недосягаемой, мне казалось, что нужно быть человеком с какими-то уникальными способностями, образом мышления, умением рисовать в конце-концов, чтобы строить дома?

-Стать архитектором сложно без развитого объемно-пространственного мышления, чувства пропорций, чувства композиции, чувства цвета, умения рисовать, понимания принципов эргономики, функционирования здания и архитектурного конструирования.  Все эти знания при их терпеливом изучении формируют базовый склад мышления, а в процессе работы на него накладывается экономические, организационные, управленческие и прочие профессиональные аспекты. Забыл добавить философию. Просто, как правило, философия проектирования выкристаллизовывается уже из чего-то полученного(построенного), методом отсеивания худшего и выборки лучшего, а не наоборот.

-Николай, вот вы уже несколько раз упомянули о возрасте в вашей профессии, понятно, что все приходит с опытом, но вот в случае с архитекторами, сколько должно пройти времени с начала  обучения в институте до того, как архитектору было бы не страшно доверить проектирование своего дома?

-Этот вопрос зависит не столько от времени, сколько от количества реализованных здании и сооружении зодчим. По своему опыту я могу сказать, что дом строится где-то два года. Итого, даже если гениальный зодчий уже на первом курсе института начал массово возводить дома, то опыт достаточный для плодотворной работы с ним появится у него через несколько лет. В большинстве случаев проходит пять-семь лет работы прежде, чем человек начинает делать осознанные действия, за результат которых он может поручиться.

-А сколько вы уже в архитектурном проектировании?

-Работать проектировщиком я начал с августа 2002 года. С этого времени другой деятельностью не занимался.

-Как возникла идея о создании студии?

-Все проектировщики рано или поздно сталкиваются с понятием "халтура". То есть с работой на прямую с заказчиков в обход своего работодателя. Так произошло и со мной. Постепенно халтуры переросли рамки "сольного творчества", поэтому я начал привлекать к ним людей. И в итоге появилась небольшая группа людей, с общими проектными интересами, в которой я выполнял роль лидера и работодателя. Так само собой все и сложилось.

-И сложилось в двух городах?

-Да, на сегодняшний день связи и заказы есть и в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Большинство, конечно - это питерские работы.

-А со специалистами из Екатеринбурга приходится работать на удаленном доступе?

-Да и вы знаете, я вот со временем вообще пришел к идее о мобильном офисе. Вот представьте себя заказчиком, который руководит каким-нибудь бурлящим бизнес-процессом. Вам понадобился проект для строительства, ну например, нового офиса или производства. И у вас есть три варианта действий. Первый. Самому идти в проектную организацию, которая будет брать с вас $100 за кв.м. Второй. Нанимать посредника, который бы нашел вам проектную организацию за $70 за кв.м. и при этом контролировал процесс стройки, но брал бы с вас свои комиссионные $3000 в месяц. Третий. Найти маленькую архитектурную студию и работать на прямую с ее руководителем, например, общаться с руководителем "AGIS-Project", который сделает вам объект по цене $30 за кв.м. и при этом будет ездить к вам для того, чтобы из вашего же офиса проводить все оперативные мероприятия. Думаю, что разница для вас будет ощутима и в цене и в сэкономленном времени. По выездной схеме я работаю с 2007 года и ни от одного из заказчиков не слышал предложения такую форму поменять на стандартную. Люди не хотят ездить, а хотят, чтобы к ним приезжали. То же самое касается и стройки. Попробуйте "притащить 70-х дедушек" каких-нибудь главных конструкторов из распиаренной столичной студии на "текучку"? Смешно!

-А еще расскажите как у вас складывались отношения с коллективом?

-По мнению моего заказчика, директора типографии "Любавич" Максима Робертовича Румянцева, самое сложное в бизнес-процессе - это работа с людьми. Но а самый сложный аспект этой работы - создание коллектива. Еще будучи аспирантом я преподавал в ВУЗе, в частности у заочников, часть которых была старше меня, потом семь лет работал главным архитектором проекта и еще три года создавал с нуля и руководил проектным отделом. И не смотря на столь казалось бы громкие факты в биографии, я и на сегодняшний день не имею модели идеального коллектива. Из того, в чем я убежден, могу отметить несколько моментов:

1. Идеальный коллектив какое-то время может работать без руководителя или с руководителем на удаленном доступе;

2. Важнейшей составляющей в работе с сотрудниками является "энергетическая соместимость". Она влияет и на скорость работы, и на атмосферу, и на конечный результат. 

3.Человек может не вписываться в твое представление о сотруднике, но при этом идеально выполнять поставленные задачи.

4.Нет ничего важнее твоей репутации! Если заказчик вовремя не оплатил услуги студии, то сотруднику нужно заплатить за выполненную работу, пусть даже из собственного кармана.

5.Я стараюсь работать с людьми, с которыми мы понимаем друг друга до мелочей буквально по телефону. Получается так, что я доволен лишь работой профессионалов и платить достоино хочется только им. С людьми, не оправдавшими доверия, отношения не продолжаю.

-Ну так же не бывает: работать только с профессионалами, только с умными и всепонимающими заказчиками, я думаю, что раз на раз не приходится?

-Согласен. Далеко не всегда все происходит гладко. Каждый человек будь то заказчик или специалист - индивидуален, иногда на налаживание отношений уходят месяцы. Иногда приходится напротив целенаправленно держаться на дистанции на протяжении всей работы. Единственное, что для меня беспорно и в том и в другом случае - это то, что если жизнь сводит тебя с каким-то человеком, то надо либо улучшить его ситуацию либо не начинать общение. И еще важный момент: задача архитектора - не в том чтобы упражняться в креативе "за счет заказчика" , а в том, чтобы максимально раскрыть внутренние резервы заказчика и используя их подвести его к наиболее интересному решению его проблем. Ни в коем случае не стоит поперек его воли навязывать ему чуждые решения, к которым он не готов. Поскольку ему придется жить в этой среде и, мне кажется, что создание вещей, к которым их хозяин не будет готов - это как минимум насилие. Придет время и возможно этот же человек "подрастет" и попросит решить более сложную интересную задачу. Но к этому он должен прийти сам, в следствии своего развития.

 

Беседовала: менеджер проекта Эльмира Мендиярова